Мероприятия

22.11 10:30

Интерактивная беседа «Мамин портрет», библиотека № 15 (ул. Дворцовая, 3)

8 (3513) 66–46–56, detskaja15@yandex.ru

(публичное мероприятие)


22.11 11:00

Литературное путешествие «По морю фантазии, под парусом смеха», библиотека №10

(пр. Гагарина, 4 линия, 2)

8 (3513) 65-44-00, zlatdetbib@mail.ru

(публичное мероприятие)


  • 2017 код экологии в России
  • Краеведение
  • Независимая оценка качества оказания услуг
  • Библиотекарь рекомендует детям
  • Библиотекарь рекомендует взрослым

Дайджест "Успешный дебют"

МУК Централизованная библиотечная система
Златоустовского городского округа
Информационно – библиографический отдел ЦГБ

Год молодежи - 2009

Успешный дебют:

Молодые писатели - молодым читателям

Литературный дайджест

Златоуст
2009 

Успешный дебют:

Молодые писатели - молодым читателям

От составителя:

В последние годы возрос интерес к творчеству молодых авторов. Их произведения охотно публикуют «толстые» журналы, о них пишут литературные критики. Существует литературная премия «Дебют» для авторов не старше 25 лет.

На мой взгляд, произведения молодых писателей не всегда увлекательное чтение, они чересчур реалистичны, почти документальны, у них своеобразная манера повествования, но они интересны тем, что показывают современную жизнь глазами молодых и такой, какая она есть – без прикрас, а авторы часто являются главными героями своих произведений. Это направление в литературе называют «Новый реализм». Предлагаю познакомиться с творчеством нескольких из них (пять молодых авторов), все они – финалисты и лауреаты различных литературных премий. Их творчество представлено на страницах дайджеста «Успешный дебют».

В дайджесте даны краткие биографии писателей, фрагменты их произведений, отрывки из литературно – критических статей, список литературы.

Приглашаю высказать свое мнение о дайджесте «Успешный дебют» и творчестве молодых авторов.

Составитель: Т.В. Чинченкина , зав. библиографическим сектором
Редактор: Т.М. Рыжкова, зав ИБО
Компьютерный дизайн: И.Л. Потапов, программист

 
Лауреат литературной премии «Дебют»
 

 
Об авторе: Зоберн Олег родился в 1980 г. в Москве. Учился в Литературном институте им. A.M. Горького. Рассказы публиковались в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Роман-журнал XXI век», «Литературная учеба», «Литературная Россия» и др., в коллективных сборниках. Лауреат независимой лите¬ратурной премии «Дебют» 2004 года (в номинации «Малая проза»). Живет в Москве.
Знамя. – 2005. - № 7. –С. 53
Олег Зоберн — коллекционер житейских историй. Рассказы Зоберна слишком про нас. Его герои — слишком мы. Метафизика судеб его героев — это внятно просматривающиеся сюжеты наших жизней. Все здесь так, как происходит с нами, так, как мы знаем. Рассказы Зоберна без лжи.
Дьякова, К. Слушайте музыку эволюции / К. Дьякова // Новый мир. –   2008. -  № 8. – С .165-169.
 
Зоберн, О. Большая голубая конструкция : рассказы / О. Зоберн // Знамя. – 2005. - № 7. – С. 53 - 64
Летом ничего служилось, осенью тоже. Зимой хуже. Например, во время сне¬гопадов будку подолгу несло сквозь белую тучу, и не было видно, что делалось внизу, совсем скучно.
Весной он хотел вниз. Особенно в мае — земля звала. Но солдат знал: земля обманчива для него, пока не выйдет срок службы.
Первые месяцы солдат нес вахту с двумя дедами. Деды заставляли его зубрить памятку молодого бойца, часами маршировать по балкону вокруг будки, разучивать военные песни, сами же частенько пили поселковый самогон, буянили. Иногда били солдата. Если он при этом кричал, били сильнее.
Было дело, солдат решил дезертировать. Ночью, когда деды, в пьяном угаре настрелявшись в небо разноцветными сигнальными ракетами, уснули, втихаря слез на землю и через лес ушел в поселок. Там служивого поймали местные, заперли в сарае. Утром пришли старослужащие, врезали беглецу крепче обычного и отконвоировали его пинками обратно на вышку.
Иногда он плакал у отхожего места, докуривая дедовские бычки. Клозет на вышке незатейлив — овальная дыра в металлическом полу, там гуляет ветер и виден кусочек леса... В такие минуты служивому хотелось метнуться в дыру стриженой башкой вниз.
 
   
Об авторе: Карасев Александр Владимирович прозаик. Родился в Краснодаре в 1971 году. Работал слесарем, машинистом насосных установок, охранником. Закончил истфак и юрфак Кубанского госуниверситета. Служил в армии. Ветеран боевых действий в Чечне. Постоянный автор толстых литературных журналов. Автор книги «Чеченские рассказы» (2008). Лауреат Бунинской премии в номинации «Открытие года» (2008). Живет в Санкт-Петербурге.
Карасев А. // НГ- Ex libris. - 2009. - № 7 ( 26 февр.)
Я имею такой тип энергетики, который мне позволяет максимально вложиться в текст на коротком отрезке времени. Одним мощным ударом. Это еще называют «коротким дыханием». Поэтому оптимальным для меня является жанр рассказа
Карасев А. //  НГ-Ex libris. – 2009. - № 7(26 февр.) 
Карасев, А. Дорога в облака : рассказы / А. Карасев // Октябрь. – 2008. – № 7. – С. 114-119
Пришла повестка из военкомата и долго лежала на столе. От повестки мама расстраивалась, у нее начались красные пятна на лице. Мама плакала, а несгибаемый отец ходил по московской квартире, роняя предметы. Его принципы рушили красные пятна: он снял трубку и набрал номер из блокнота. Звонок оказал влияние: Алексею выдали военный билет без записей о службе; он швырнул билет в тумбочку и бродил по аллеям, отрешаясь от мира.
Обманув бдительность родителей, он добился переосвидетельствования. (Что, впрочем, оказалось несложным.) Все же это был редкий случай - челове¬ка с «белым» билетом взяли в армию. Но, как учит нас жизнь, - нет ничего невозможного.
Отслужив два года, Алексей чуть не попал в дисбат за драку с айзерами (или узбеками). Он не поехал на дембель, потому что ему присвоили зва¬ние «прапорщик» и послали в Афган. В Афгане офицеров косила желтуха, освобождая вакансии. Алексей выказывал характер: гонор выжившего в «черной» эскадрилье и прожжен¬ного солью фронтового пота москвича. Но он рвался в небо и стал летать в экипаже борттехником в разгар войны.
Две вертушки жались над барханами к сухой земле и ныряли в изгибы гор. «Пехота» просила «воздух» в эфире, заполняя площадку трофеями чужого каравана и своими ранеными. Обещая зарвавшейся пехоте смерть, солнце садилось в непокорные скалы; мятежники подтягивались для броска, их дерзкие фигурки били из-за камней все прицельней. Тогда ревущий от трофеев вертолет случайно не зацепился за скалу, выбираясь из ущелья и получая пробоины.
После этого случая прапорщик Алексей служил на земле: пуля повредила ему локтевой нерв на излете. 
 
   
Об авторе: Орлова Василина Александровна родилась в поселке Дунай Приморского края в 1979 году. Окончила философский факультет МГУ. Работала в газете «Российский избиратель», на телевидении. Прозаик, эссеист, автор книг «Вчера» (2003), «Стать женщиной не позднее понедельника» (2005), «В оправдание воды» (2005), «Пустыня» (2006). Участница Первого и Второго Форума молодых писателей. Живет в Москве.
Москва. - 2003. - № 3. – С .60
Кажется, что Василине удалось охватить все литературные жанры. Ей завидуют многие, ведь мало кому удается работать в таком плотном графике и так же продуктивно.
Антоничева, М. // Православие и современность. - 2007- № 4. 
Орлова, В. Голос тонкой тишины : проза / В. Орлова // Дружба народов. – 2001. - № 1. – С. 81 -128.
Не к добру
Говорят, боги даруют жизнь тем, кого любят. И говорят, забирают к себе скорее тех, кого любят. Со вторым понятно, а вот с первым... 
Я ринулась через улицу. Раздался визг тормозов. «Луноход» не долетел до остолбеневшей протоплазмы всего пару локтей.
Неторопливо опустилось темное стекло, неторопливо выплыло широкое и лоснящееся, как блин, лицо со сладкой улыбкой —  Куда поспешаем, девушка? — благожелательно спросил обладатель мерса. — На тот свет? Подвезти?..
— Вы чуть не сбили меня... — с опозданием констатировала я. ——  Вы мой идеал! — объявил он.
—  Как тебя зовут? — спросила я почему-то.
— Василий, — лицо «космонавигатора» расплылось в улыбке. На этот раз совсем в другой улыбке. Могу поклясться, искренняя доброта светила в ней.
Василий. Большой и грузный кот. Господи, так это же и есть кот Василий! И цепь златая тут же...
—  Ну, если ты Василий, то где дуб?..
—  Ты знаешь Дуба? — сломал он брови.
—  С детства, — подтвердила я. — Когда сказки на ночь мама читала...
— А мы года три тусуемся. Чего же он нас не знакомил?
—  Ну, как... Дуб должен хранить тайны.
—  А че? Секреты какие-то?
— Есть и секреты. Если напряжешься, все вспомнишь. Лукоморье. Дуб. Русалка... Русалка — это я. Ну? Еще чешую сыпала с дерева. На ветвях сидела. Помнишь?
Лицо Василия страдальчески напряглось.
—  Вроде да, — наконец сказал он. — Русалка, значит?.. Это я название ресторана забыл. Теперь вспоминаю, ясный перец, — «Лукоморье»! Черт! Сколько же мы тогда бухла выжрали? 
 
   
Об авторе: Прилепин Захар (настоящее имя – Евгений Николаевич) родился в 1975 г. в деревне Ильинка Рязанской облас¬ти. Закончил филфак Нижегородского Государственного университета. Уча¬стник контртеррористической операции в Чечне, в составе ОМОН. Прозаик, поэт, публицист. Публикуется с 2004 года в журналах «Дружба народов», «Искусство кино», «Наш современник», «Новый мир», «Роман-газета», «Север». Автор книг «Патологии» (2005), «Санькя» (2006) и др. Живет в Нижнем Новгороде.
Континент. – 2007.-№2 (№132)-С.8

«Его проза позабыто чиста, пристальна, любяща» (В. Курбатов)

У книжной полки. – 2008. -№4. –С.3 
Произведения З. Прилепина о войне в Чечне
Прилепин, З.  Патология : повесть / З. Прилепин // Роман- газета. – 2005. - № 3. – 96 с.
— Они связаны с боевиками, — продолжает Шея, словно не слыша меня. — Или сами боевики. В общем, их надо задержать.
— Может, их лучше сразу замочить? — интересуется Астахов.
— Задержать, — строго повторяет Шея, но всё равно слышно, что настроение у него хорошее.
— Выгружаемся, — добавляет Шея.
Трусцой бежим от окраины селенья по дороге. На улицах никого нет. Даже собаки не лают.

—Шея бьёт ногой в дверь, она стремительно открывается — видимо, была не закрыта.
Шея со Славой входят в дом.
— Всем лежать! — орёт Шея бодро.
Семёныч делает шаг следом, но в доме раздаётся тяжёлая пальба, и он тут же возвращается в исходное положение, прижавшись спиной к косяку. Я вижу его бешеное, густо покрасневшее лицо. Стреляют не автоматы наших парней, Шеи и Тельмана, это бьёт ПКМ — пулемёт Калашникова, я точно это знаю, я слышу это. Что же наши парни, почему они не стреляют, что с ними?
Семёныч заглядывает в дверной проём и даёт внутрь дома длинную очередь. «Куда же он палит? А? Там же Шея и Тельман! Они же там! Он же их убьёт!» Семёныч присаживается на колено, будто хочет вползти в дом на четвереньках, и тут же за ногу кого-то вытаскивает из дома... Славу! Тельмана!
Кизя, убравший гранату, подскакивает и сволакивает Славу на землю.
Семёныч даёт ещё одну очередь и снова исчезает в доме — всего на мгновенье. За две ноги он подтаскивает к выходу Шею. Вслед Семёнычу бьёт ПКМ, но командир наш успевает спрыгнуть с приступков и спря-таться за косяк.
«Скорей бы всё это кончилось! Скорей бы всё это кончилось!» — повторяю я беспрестанно. 
 
   
Об авторе: Сенчин Роман Валерьевич родился в 1971 году в г. Кызыле. В 1993 г. семья переехала в Минусинск. С 1995 года начал печатать рассказы в кызылских, абаканских и минусинских газетах. В 1996 году поступил в Литературный институт, который окончил в 2001 году. Первая публикация в Москве — цикл рассказов «День без числа» (1997) Автор книг «Афинские ночи» (2000), «Минус» (2002), «Нубук» (2003). Лау¬реат премий журналов «Кольцо А» (2000), «Знамя» (2001), премии «Эврика» (2001). Повесть «Минус» вышла на немецком языке в изд-ве «Дюмонт» (2003). Живет в Москве.
Знамя. – 2004. - №1. – С.102

Самоуверенность главное свойство молодости. Внутренняя молодость, как мне кажется,  одно из главных качеств персонажей Романа Сенчина. 

 Свириденков, М. Минусы и их плюсы / М.Свириденков // Континент. - 2005. - №3. (№125). – С. 434-436

Сенчин, Р. Конец сезона : повесть / Р. Сенчин  // Новый мир. – 2007. - № 1. –С. 36 - 69

Садись, пожалуйста. Сядь. — Сергеев чувствовал в себе недобрую, но необходимую твердость. — Ну, присядь.
Жена присела. -Что?
— Давай поговорим.
— О чем? — В ее голосе послышалась тревога.
—  О жизни. О нас. Нам ведь есть о чем поговорить. Ведь так?
— Да, наверное. И что?
Не так как-то жизнь идет... То есть... То есть, с одной стороны, все нормально, благополучно. Слава богу. А с другой... Жена не перебивала. Смотрела и ждала. Уж лучше бы перебила.
... Ты в походы ходила, рисковала там... байдарки, сплавы. А у меня-то не было. Я даже плавать не умею. И на коньках не умею. Хм! И машину водить не умею, и... Ты вот ругаешься, что свет в прихожей не горит, а я не разбираюсь в электричестве. Не умею... Вообще ничего я не умею...
—  Страшно становится, — снова вздохнул Сергеев. — Да. Сама посуди, сколько я еще там проработаю? Года три в лучшем самом случае. Где ты видела пожилых консультантов в магазине одежды? Я лично не видел. Уволят, а дальше? И куда?.. Да и эти тысяча двести долларов... Копейки на самом деле. За квартиру отдаем половину... И ничего хорошего ведь на горизонте. — Он говорил, а мысленно просил жену: «Перебей, поспорь... Перебей!» — Снимаем эту двушку, но... Что через пару лет будет? Сане нужна своя комната, Дашке тоже потом... И вот... Задумался, в общем, и страшно стало. Полнейший тупик какой-то. Ищу, думаю, а ведь без толку.
Сергеев поднес бутылку ко рту.
—  Перестань ты пить, — раздельно и брезгливо сказала жена. — Хватит! Что, окончательно решил все испортить?
— Да ничего я не решил...
— А ты знаешь, как я каждое утро встаю? С каким ужасом? Ты вот сейчас, а я каждый день об этом думаю. — Жена повышала голос с каждой фразой и вот уже кричала: — Ты хоть из дому выходишь, хоть что-то делаешь, видишь кого-то, а я постоянно — там, там, там! У меня тоже были планы на жизнь, я тоже что-то сделать хотела. И — получила! Тупик, оказывается! Спасибо! Спасибо, Никита Юрьевич! И обязательно сейчас надо, когда и так все рушится.
— Что рушится?
— Да всё! Не видишь, какие все?.. Оказывается, и муж тоже...
Он никогда не видел жену такой. Видел иногда слабой, плачущей, жалкой даже, но чтоб так... Этот металлический голос. Казалось, и по роже дать может... Сергеев, досадливо и устало кряхтя, вытряхнул сигарету из пачки.
—  Приехали. Да-а... Может, ты вообще жалеешь, что женился, что дети? 
— Да я же не в этом смысле!
—  Я других смыслов не понимаю. Я от своего отца никогда соплей не слышала. Было трудно — он на двух работах работал. И машину купили, и за кооператив платили. А тут... Тупик у него.
—  Ай, ладно. — Сергеев сделал большой глоток водки. Шумно выдохнул, помотал головой.
—  Пей, пей. И так пивко каждый день. Понятно, тяжело ему... Давай спивайся.
— Все, замолчала!
— Нет, не все! Не все! Ты хвалишься, что Дашка слова умеет... Ничего хорошего — это из-за слабой нервной системы. Я говорить не хотела... И это из-за тебя...
— Да-а уж...
— Да. Да! Ты такую атмосферу создал...
Сенчин, Р Чужой : рассказ / Р. Сенчин // Знамя. – 2004. - №1. – С.102 -110.
 
Как-то этой весной мы сидели с Таней в маленьком парке недалеко от общежития. наши отношения продолжались больше года. 
Я, как обычно, расслабленно мечтал, что вот соберусь с силами и сниму однокомнатку, что она переберется ко мне и мы будем жить семьей. Таня слушала, соскребая с бутылки цветастую этикетку.
— Да не снимешь ты ничего, — вдруг перебила усмешкой.
—  Почему?
—  Потому что ты, Сенчин, чмо. К сожалению.
—  Слушай, Тать, за «чмо» и схлопотать можно!
—  Понимаешь, «чмо» — это не оскорбление, это просто такой тип людей. По-моему. Ты вот к нему стопроцентно относишься.—  Чем же я к нему отношусь?
—  Ну... — Таня перевела взгляд на меня, расстроенный, досадливый, сочувствующий взгляд. — Посмотри со стороны, как ты живешь.     Как ты одет вообще, прическа какая. И ты же, в плане жизни, ни на что не способен.
Теперь я усмехнулся, даже громко хмыкнул, как бы защищаясь:
— Я — пишу.
— А-ай, пишешь. Фигню ты пишешь, Сенчин. Нет, — поправилась, — может, и есть у тебя талант, но у тебя же все одинаково. Все — дерьмо. Бухают, блюют, никто ничем не занимается, а если вдруг и работают, то обязательно работа хуже тюрьмы...
 
Рассказ Романа Сенчина — это скорее даже не реализм, а натурализм. Об этом говорят и простота стиля, безыскусность диалогов, и скупость характеристик героев, и отсутствие авторского комментария по поводу происходящего
 
 
Библиография
 Сенчин Роман: [Биография; Творчество]. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://my.mail.ru/community/knigi/554FF94C386B3DDF.html