Мероприятия

22.11 10:30

Интерактивная беседа «Мамин портрет», библиотека № 15 (ул. Дворцовая, 3)

8 (3513) 66–46–56, detskaja15@yandex.ru

(публичное мероприятие)


22.11 11:00

Литературное путешествие «По морю фантазии, под парусом смеха», библиотека №10

(пр. Гагарина, 4 линия, 2)

8 (3513) 65-44-00, zlatdetbib@mail.ru

(публичное мероприятие)


  • 2017 код экологии в России
  • Краеведение
  • Независимая оценка качества оказания услуг
  • Библиотекарь рекомендует детям
  • Библиотекарь рекомендует взрослым

Современная педагогическая игротехника

Библиотека №5 всегда находится в поиске и старается проводить действительно библиотечные мероприятия: не развлекательные, не лекционные, а такие, чтобы в центре была Книга, чтобы потенциальный читатель подержал в руках Книгу, чтобы после встречи с нами ему захотелось пообщаться с Книгой.

У нас уже был опыт проведения литературных судов, психолого- литературных диалогов, конференций, на которых читатели работают с книгами, высказывают своё мнение о прочитанном, спорят.

В беседы мы включали игровые элементы. Например, во время мероприятия «Государственные символы России», после краткой беседы, раздавали журнальные статьи и вопросы к ним. Учащиеся, разбившись на группы, искали ответы и делились прочитанным с аудиторией.

Таким образом, получалось что мы, собственно, изобретаем велосипед. Нам хотелось сделать библиотечное мероприятие активным, но не развлекательным, а в педагогике давным давно используются стратегии, технологии, в том числе и игровые, основанные на реализации личностно-деятельностного подхода в обучении, активном воздействии на интеллектуальную деятельность учащихся, включении их в ситуацию самостоятельного добывания знаний, развития творческого и критического мышления.

Настоящим открытием стал семинар (2005 г.) в Челябинской Областной юношеской библиотеке, где выступила специалист из Екатеринбурга М.В. Ивашина. Именно она познакомила нас со словами «педагогическая технология», с работами И. Загашева. Вдохновили её слова: «библиотека не должна только культурно просвещать, в библиотеке нужно учить читать, критически мыслить, высказывать свою точку зрения, работать в группах».

Мы начали активно изучать педагогические технологии и приёмы игротехники.

Причём идеи педагогов мы берём на вооружение, перерабатываем их, применяем, но не забываем о библиотечных целях.

Для конкурса «Свершения и мечты молодых библиотекарей России» нами была разработано методическое пособие «Новые педагогические технологии в библиотечной практике: Материалы из опыта работы с юношеством».

Методичка предлагает разработки адаптированных к библиотечным условиям педагогических игротехник. В ней подробно описаны достоинства и недостатки стратегий, на что нужно обратить внимание при их использовании, разработаны схемы, инструментарий, предложены сценарии.

Подробнее остановимся на самих стратегиях.

«Шесть шляп мышления».

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввёл психолог Эдвард де Боно. Он предлагает над любой проблемой поразмыслить шестью различными способами.

И. Загашев предложил использовать этот метод для работы в группах. Мы предлагаем использовать этот метод для организации литературных мероприятий, конкретно при обсуждении книги целиком или литературного героя.

Рассмотрим эту стратегию на примере произведения Н.Лескова «Очарованный странник».

Следующая подробно описанная в пособии стратегия – «Зигзаг».

Мы её использовали в День города при проведении краеведческого часа - исследования «Златоуст – город - воин и город – творец.

Из года в год библиотеки города проводят беседы, лекции, игры по краеведению. Несмотря на то, что мы стараемся дать новую информацию или преподать её в необычной форме, мешает настрой аудитории: «Сейчас нам опять будут рассказывать о том, в каком замечательном городе мы живём, что Златоусту есть, чем гордиться и есть, что беречь. Мы уже всё это знаем».

Разрабатывая мероприятие по стратегии «Зигзаг», мы решили дать возможность юношеству самим рассказать о своём родном городе.

Им было необходимо, разбившись на группы и поработав с источниками составить некий текст об историческом и культурном значении Златоуста, написанный в определённом жанре.

Первоначально мы чётко придерживались схемы, предлагаемой И. Загашевым:

- Каждая из 4-5 рабочих групп, составляла текст по теме «Златоуст – город воин и город творец».

- Каждая группа выбирала свой жанр будущего текста (экскурсия, письмо другу, научные тезисы, статья в газету и так далее);

- Создавая будущий текст, учащиеся изучали документы. Для этого выделялись эксперты путём простого расчёта на 1, 2, 3, 4, 5-й. Все эксперты №1 изучали абсолютно одинаковый отрывок документа по теме «Таганай – природная достопримечательность Златоуста»; эксперты №2 – «Гравюра на стали», эксперты №3 – «Уникальная промышленность Златоуста»; эксперты №4 – «Златоуст фронту»; эксперты №5 – «Спортивные достижения».

- Изучив предложенные материалы, сделав необходимые выписки, так как источник информации забирался, эксперты возвращались в свои рабочие группы и рассказывали о прочитанном остальным членам группы.

- Полученная экспертами информация перерабатывалась, систематизировалась, дополнялась собственными знаниями. В результате у каждой рабочей группы получался некий текст в определённом жанре по теме «Златоуст – город воин и город творец», куда были включены сведения о Златоустовских достопримечательностях и достижениях Таганае, гравюре на стале, промышленности и др.

- Все полученные тексты озвучивались.

Отношение к технологии было двойственным. С одной стороны нас привлекали новизна, вышеперечисленные достоинства. Мы чувствовали, что работать по технологии нашим читателям нравится.

С другой стороны мы видели, что

- схема достаточна сложна;

- трудно подобрать одинаковые источники в необходимом количестве, приходиться работать с копиями, что противоречит цели встречи – показать большое количество документов по теме исследования;

- из–за работы с одними и теми же источниками, добываемая информация получается однородной, в одинаковых документах не всегда можно найти факты, необходимые для составления текстов разных жанров (например, для экскурсии нужны сведения о зданиях, памятниках, а для письма другу впечатления, интересные события);

- выполняя конечную цель – составить текст по определённой теме, включающей в себя 4-5 подтем, группы распыляются, пытаясь успеть выполнить задание, они знакомят с уже известной информацией, не всегда выдерживают стиль заданного текста;

- новая информация теряется и на этапе, когда забирается источник.

Проанализировав ситуацию, посоветовавшись с коллегами, мы пришли к выводу, что необходимо несколько изменить схему стратегии, адаптируя её к библиотечным условиям и целям библиотечной работы.

Главные изменения состоят в том, что

- все рабочие группы работают над текстом в одном жанре (например, составляют стенгазету, радиопередачу, памятку, юмористический рассказ, экскурсию и т.д.);

- каждая рабочая группа составляет текст не по большой теме, а лишь по её части (например, только о гравюре на стали), внося свою лепту в общую работу. При этом каждый эксперт изучает свой источник информации;

- при написании текста не обязательно убирать источник.

Cтратегия «Знаю – хочу узнать - узнал» впервые была использована нами во время проведения краеведческого часа – исследования «Тобой мы гордимся, тебе мы верны / Наш Южный Урал – честь и слава страны».

Нам хотелось привлечь внимание к важной теме «Символика Челябинской области. Вспомнили опыт проведения бесед с элементами самостоятельной работы, где часть информации приходилось искать в периодических изданиях. Ещё тогда мы заметили, что юному читателю нравится самому добывать информацию, самому найти ответ на поставленный вопрос.

Но, при проведении бесед с элементами самостоятельной работы, вопросы для поиска ставили библиотекари. Стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал» даёт возможность самостоятельно составить вопрос по теме и найти на него ответ из информационного источника или устного слова библиотекаря.

Суть стратегии в том, что читателям необходимо заполнить таблицу «Знаю- хочу узнать – узнал».

Сначала они вспоминают всё, что знают по теме встречи, затем формулируют вопросы «Что хотели бы узнать?», далее работают с источниками и слушают библиотекаря. В конце встречи подводят итоги о том, что узнали. Вот схема проведения подобного мероприятия.

Теперь мы активно используем эту и другие стратегии в библиотечной практике. 
нельзя не сказать о том, что при проведении подобных встреч, библиотекарю необходимо хорошо ориентироваться в теме, быть готовой на импровизацию, на вступление в разговор. Не бояться рабочего шума, он неизбежен, когда люди размышляют, советуются, творят. Нам это не мешает, потому что нам нужны мыслящие читатели, умеющие работать с книгой, отстаивать свою точку зрения. После таких встреч отношения между библиотекарем и читателем становятся более доверительными. Это тоже немаловажно в нашей работе.

За методическое пособие «Новые педагогические технологии» библиотека получила Диплом «За глубину разработки проблемы». Видимо организаторам конкурса наш опыт тоже показался интересным.

Возможно, полностью педагогические стратегии не всегда нужно использовать в библиотеке. Но, некоторые приёмы и игровые элементы вполне уместны на наших мероприятиях. О них мы узнали из периодических изданий, интернета, учебников по педагогике.

Ролевая игра

Суть ролевой игры в том, что читатели во время мероприятия играют какую-то роль.

Например:

• Во время ролевой игры «Кафе «Бродячая собака» век спустя» каждая группа учащихся представляла одно из литературных направлений Серебряного века. Символисты, акмеисты и футуристы должны были назвать «свои» имена, представить программу, прочитать стихи. В этом им помогали книги и специально заготовленные материалы.

• Ролевая игра «Кто мы, славяне?» предполагала временное превращение аудитории в древнеславянских богов, низших божеств или обычного древнеславянского человека, рассказывающего об обычаях наших предков.

• А психолого-литературный диалог по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» «Чтобы жизнь становилась глубже и значительней…» вообще предполагал, и войти в роль героя произведения, и охарактеризовать его поступки с точки зрения современного человека. Каждый участник диалога получал карточки типа: «Вы юнкер, молодой гусар Николай Ростов. Вы обнаружили пропажу денег у Вашего друга и эскадронного командира Денисова. Что Вы делаете? Как на это смотрят Ваши товарищи? Кто был прав в этой ситуации?»

• У ролевой игры неисчерпаемы возможности. Очень интересно она прошла по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Кто Вы, господин Базаров?». Так называлось это мероприятие. Группы: «Аркадий Кирсанов», «Николай Петрович», «Фенечка», «Иван Сергеевич Тургенев», «Молодой человек XXI века» и другие, должны были войти в соответствующую роль и охарактеризовать Базарова с точки зрения этого героя.

• Ролевую игру мы использовали так же на мероприятии, посвящённом компьютерной зависимости «Новая мания компьютерная зависимость»: Консилиум. Мы предположили, что учащимся будет интереснее представить себя в роли врачей, высказать своё мнение на данную проблему, чем слушать лекцию на тему компьютерной зависимости. На «консилиуме», предварительно изучив специальную литературу, работали «Окулисты», «Физиотерапевты», «Психотерапевты», «Пациенты». Играя роль, ребята сами сделали выводы, которые на традиционном мероприятии мы бы сделали за них. Обошлось без поучений, которые так не любят подростки.

Ситуационная игра.

В процессе таких игр аудитория делится на группы. Им выдаются задания – ситуации. Найти выход из них можно в книгах. Удобно проводить подобные мероприятия по правовым вопросам.

• «Права ребёнка».

• «Я и закон»

• «Закон в моей жизни»

• «Знаешь ли ты свои права?»

Путешествие

Этот приём используется, когда надо осветить большой объём информации: целый период литературы или истории. Тогда библиотекарь предлагает отправиться в путешествие или на «машине времени», или на литературном дилижансе. Путешествие включает в себя беседа, творческие и интеллектуальные задания, просмотр видеосюжетов. Такой игровой момент помогает заинтересовать аудиторию.

• «Литература эпохи Возрождения»: Интегрированное путешествие на «машине времени».

• «Литературный дилижанс»: Информационно-аналитический обзор зарубежной литературы XIX века.

Во время «путешествия» по странам Европы, учащиеся узнавали об эпохе XIX века, литературных направлениях романтизм и реализм, писателях и их произведениях. А так же «заезжали» в «Литературное кафе», где выполняли задания:

- Совместить фамилии писателей-романтиков, страну, где они жили и работали, портрет, цитату-характеристику литератора, произведения, которые они написали.

- Прикрепить к стоящим в «кафе» книгам аннотации.

• «Пётр I и его время»: Интерактивная игра-путешествие на «Машине времени».

Приём ассоциаций

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Приём ассоциаций использовался:

• «Неразрушимый вечно город Глупов...: Урок-размышление по «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Группам учащихся предлагалось узнать имя градоначальника, найти его портрет и биографию по ассоциации с предметом или его изображением. Так изображение органа вызывает ассоциацию с Органчиком (Брудастым Д.В.); горчица и лавровый лист – с Двоекуровым С.К.; изображение голодных людей и пожара – с Фердыщенко П.П.; фарш – с Прыщом И.П.. так как голова у него была фаршированная; топор и изображение казармы – с Угрюм –Бурчеевым.

Провокация

В начале мероприятия учащимся говорится о том, что в изложенном материале будут ошибки. Их нужно найти. Это заставляет внимательно слушать материал.

Этот приём использовался при проведении:

• «Космические истории»: Патриотический час.

Броуновское движение

Суть способа в том, что участники мероприятия передают друг другу в разнобой какой-либо предмет. У кого он находится в данный момент времени, тот и говорит на заданную тему, выражая своё собственное мнение.

• «Для сердца и ума»: Обзор малой прозы

Участники передавали друг другу георгиевскую ленточку и отвечали на вопросы ведущей о том как, например, они относятся к нецензурной лексике в современных произведениях или оценивают те или иные поступки героев.

Чтение или просмотр фильма с остановками.

Когда учащиеся читают некий текст, или смотрят фильм, а затем, во время очередной «остановки», размышляют над прочитанным или увиденным.

Этот приём был апробирован во время мероприятий

• «В сказочном мире «Снегурочки» А.Н.Островского.

• «Путешествие к Набокову»: Аналитическая беседа о жизни и творчестве писателя с элементами урока-мастерской.

Если быть точным, то на этом мероприятии, анализа рассказа «Круг» читатели при помощи библиотекаря попытались сделать в русле так называемого герменевтического подхода, когда вся информация, необходимая для понимания текста, извлекается только из текста.

«Верите ли Вы»

Наш любимый приём. Он используется во время бесед, обзоров и других традиционных мероприятий с целью обратить внимание на важную информацию, заинтересовать, активизировать аудиторию.

Задача учащихся ответить на вопрос «Верите ли Вы, что...»

• Так с помощью этого приёма раскрывались незаурядный характер и способности В.Набокова во время аналитической беседы «Путешествие к Набокову». Читателям было предложено ответить на 9 вопросов типа: «Верите ли Вы, что Набоков, наряду с литературой, очень серьёзно занимался охотой на бабочек с целью создания научных коллекций?»

• Во время часа откровенного разговора с наркологом «Западня» вопросы «Верите ли Вы?» были посвящены курению.

«Музей, или чёрный ящик»

Суть этой игротехники в том, что читателям предлагаются «экспонаты» музея писателя, или любые предметы, портреты из чёрного ящика, а они должны найти связь между этим предметом и темой разговора. Главное, что использование этого приёма позволяет привлечь внимание к информации, которую необходимо донести, пробуждает исследовательскую деятельность. Использовался на

• Литературно-биографической игре к 210-летию А.С.Пушкина «Этот загадочный гений». Например, демонстрировалась трость. После предположений старшеклассников о том, почему этот предмет попал в «музей», ведущая рассказывала о том, что Пушкин любил ходить с тростью. Он сам сделал себе тяжёлую трость с бугорками. А В Кишинёве завёл себе тяжёлую железную палку, с которой не рассЭто ещё одна интересная на наш взгляд форматавался ни в Одессе, ни в Михайловском, ни впоследствии. На прогулках Пушкин имел обыкновение подбрасывать её вверх и ловил на лету. Делал он это, чтобы рука была твёрже; если придётся стреляться, чтобы не дрогнула.

• Интерактивной игре «Злато…уст, Злато…рук, Злато…дел», когда учащиеся разгадывали, какое отношение к Златоусту имеет изображение северного сияния, макет самолёта, изображение авиационной пушки Волкова-Ярцева и др.

• Часе заочного знакомства с Константином Скворцовым «Пишу тремя перстами, как молюсь». В данном случае предметы из «музея Скворцова» демонстрировались на экране.

Интерактивное библиотечное расследование

Это ещё одна интересная, на наш взгляд форма, которая вылилась после изучения педагогических игротехник. Мы провели интерактивное библиотечное расследование «О деятельности агента «Память». Расследование представляет собой игру, где каждый ученик временно превращается в детектива, которому вместе со своей группой (их 4) необходимо «опросить свидетелей» (поработать с книгами) и собрать материал для Деля №1 «О деятельности агента «Память».

Каждая группа получала свои «оперативные задания» типа:

«Опросив свидетеля Ф.В.Ипполитова «Память школьника».- М., 1978.-С.28-30, объясните приёмы «малой механизации памяти»:

- «Не подряд!»

- «Чередовать пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания».

- «Нужна установка!»

Таким образом, в результате игры читатели узнают о том, как можно улучшить свою память и активно использовать её резервы в познавательной деятельности; знакомятся и, самое главное, работают с литературой по теме; выполняют творческие задания; упражнения, учатся доносить до слушателей прочитанный материал.

Ветер и имена

С помощью книг необходимо совместить карточки с фамилией известного человека и его деяниями.

- «Великие и знаменитые россияне»: Библиотечная игра.

- «Книга в подарок»: Премьера книги Н.Верзакова и В.Черноземцева «Странствователь».

В заключение хочется сказать, что библиотека-филиал №5 «Исток» всегда в поиске. Мы активно изучаем опыт коллег и педагогов, стремимся, чтобы наши мероприятия были интересными, необычными, активными, умными, пробуждающими продолжить исследовательскую деятельность и поспорить вне библиотечных стен. Нашими настольными периодическими изданиями являются приложения к газете «Первое сентября» «История», «Литература», «Библиотека в школе». Много полезного можно почерпнуть на «Фестивале педагогических идей» в Интернете.