Мероприятия

20.11 10:00

Ситуационная игра «Волшебные слова и поступки», библиотека №10 (пр. Гагарина, 4 линия, 2)

8 (3513) 65-44-00, zlatdetbib@mail.ru

(публичное мероприятие)


21.11 10:00

Познавательно - игровая программа «В царстве Деда Мороза», библиотека №7 (ул. Строителей, 13)

 8 (3513) 67-57-30, biblioteka7.maslova@mail.ru

(публичное мероприятие)


  • 2017 код экологии в России
  • Краеведение
  • Независимая оценка качества оказания услуг
  • Библиотекарь рекомендует детям
  • Библиотекарь рекомендует взрослым

Сценарий обзора размышления "Через чтение к толерантности"

МКУК "ЦБС ЗГО"

Библиотека №5 «Исток»

Обзор-размышление

(по произведениям Стругацких)

Авторы: Темникова Е.А., Красильникова Н.А.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию сценарий обзора-размышления «Через чтение к толерантности».

Цели мероприятия:

• познакомить потенциальных читателей с понятием «толерантность»;

• привлечь внимание юношества к творчеству Стругацких;

• раскрыть проблему толерантности через произведения Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом», «За миллиард лет до конца света», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу».

• познакомить с художественными произведениями в которых поднимается проблема толерантности посредством просмотра «Искусство жить рядом с непохожим».

Целевая аудитория - юношество.

Мероприятие включает в себя:

• Слайд-фильм «Через чтение к толерантности».

• Психологическая игра «А я считаю…».

• Обзор-знакомство с яркими событиями жизни Стругацких и особенностями их творчества.

• Обзор-размышление о толерантности в произведениях Стругацких.

• Индивидуальные беседы у книжной выставки и просмотре.

Для его проведения необходимо подготовить:

• Просмотр «Искусство жить рядом с непохожим».

• Книжную выставку «Миры братьев Стругацких».

• Визитки библиотеки, визитки книг Стругацких, рекламу следующего библиотечного мероприятия.

• Мел.

• Компьютер, проектор, экран.

Мероприятие разработано для проведения в большой аудитории. Перед его началом советуем раздавать рекламную продукцию библиотеки, проводить индивидуальные беседы у выставок и просмотров.

Желаем успехов Вам и Вашим читателям!

Ведущий 1: Добрый день! Вас приветствует библиотека-филиал №5 «Исток».  Тема нашей сегодняшней встречи (обращает внимание на экран, где демонстрируется название мероприятия)

Слайд : «Через чтение ктолерантности».

Ведущий 1: Для начала попробуем разобраться, что же такое толерантность, почему она так важна для существования и развития человеческого общества.

Слайд: Стихотворение.

Толерантность – слово иностранное,
Не для всех понятное оно.
Будь терпимым к дальнему иль странному –
Отстранённым, будто бы в кино.

Речь здесь не идёт о равнодушии,
И о чёрствости никто не говорит.
Деликатность итерпение к живущему
Рядом нам совсем не повредит.

Будь терпимым ко всему инакому:
К вере, взглядам, мыслям и одеждам…
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда,

Что мы можем жить, такие разные,
В этом мире вечного движения!
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уваженья!

Обращается к аудитории. Кто может объяснить смысл понятия «толерантность»? После возможных ответов.

Итак, толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, это проявление понимания и  уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

Слайд : Эмблема толерантности.

Ведущий 1: 16 ноября 1995 организация ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Позже появилась и эмблема толерантности. В ней явно выражен основой смысл понятия: «В этом огромном мире живут абсолютно разные люди, с разным цветом кожи, с разной культурой и традициями, с абсолютно разными взглядами на жизнь. И каждый их этих людей, каждый из этих народов должен уважать, понимать, ценить не только свою индивидуальность, но и индивидуальность другого, должен стремиться к сотрудничеству и миру».

Слайд : «Эмблема толерантности»

Толерантность – сложное понятие. Оно включает в себя:

• Терпимость. Терпимость к людям не похожим на нас, умение увидеть в каждом человеке, в каждом народе,что-то хорошее, то, что нас сближает. Терпимость вовсе не означает отказ от своего мнения, не исключает взаимной критики. Диалог культур – это прежде всего культура диалога.

• Сотрудничество, дух партнёрства. Иначе умение договориться, прийти к общему мнению.

• Принятие другого таким какой он есть. То есть, признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность

• Прощение. Без умения прощать не может быть и речи о мире и согласии.

• Милосердие и сострадание – к больным, слабым, пожилым, бедным и угнетенным. Не просто сострадание, а помощь этим людям, их понимание, умение увидеть в них личность.

• Уважение прав других. А так же уважение других, не взирая на различия.

• Гуманизм – человеколюбие.

• Уважение человеческого достоинства. Своего и окружающих. Толерантный человек никогда не позволит себе унизить, оскорбить человека, обидеть его резким словом.

Ещё толерантность - это отказ от догм, от абсолютизации истины. Понимание, что кроме твоего мнения, существуют и другие.

Предлагаю Вам сыграть в игру «А я считаю…». Выйдите, пожалуйста, те, кто получил при входе цветные визитки.

Игра «А я считаю…»

На сцену выходят читатели, получившие цветные визитки. С ними проводится игра «А я считаю…». Для этого посередине сцены мелом чертится линия. По одну сторону от неё ставится знак «+», а по другую «-«. Ведущий говорит о том, что он сейчас будет высказывать мнения по тому, или иному поводу. Кто согласен с этими мнениями становится на сторону с «+», кто нет – с «-«, а кто сомневается посередине. А затем, подводит итог, что на самом деле не существует абсолютно правильных идей и мнений, каждый имеет право на свою точку зрения. От этого люди только интереснее. Главное, стараться, чтобы различия во мнениях не мешали жить, чтобы люди умели уважать и ценить мнение другого, умели договариваться между собой.

• Не иметь высшего образования стыдно. 
• Самая лучшая музыка – это рок.
• В компьютер играть интереснее, чем смотреть телевизор.
• Самый важный предмет – математика.
• Самый интересный жанр книги – фантастика.
• Паркур – это круто и модно.
• Дарья Донцова – замечательная писательница.
• Самое классное кино – «Московские курсанты».
• Весна лучше осени.
• Лучший отдых – поход.
• Пирсинг и татуировки – универсальное украшение для молодого человека.

После игры можно спросить: «Кто был прав в каждом случае?», Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что по поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на существование. Не кажется ли вам, что на все вопросы, о которых спорят люди нельзя ответить однозначно? Как Вы относитесь к человеку с мнением которого не согласны?

Ведущий 1: Вы поняли, что, нет в этой игре правильного и неправильного выбора, правильного и неправильного ответа. Каждый из вас имеет право на свою точку зрения, на свои представления о жизни. И эта разница во взглядах абсолютно не мешает Вам учиться в одной школе, жить в одном городе. Хотелось бы, чтобы не мешали нам жить мирно и другие отличия. Приведу пример:

Одноклассники обидели Оксану. Оксана – девочка из бедной семьи. 
Оксана стала смеяться над Димой. Дима – не очень сильный мальчик.
Дима стал качаться и избил Олега. Олег носит очки.
Олег пошёл работать в милицию. Однажды он без причины арестовал Сашу.
Саша не взял на работу Гию. Гия – грузин.
Гия с друзьями напугали Наташу. Наташа – блондинка.
Парень Наташи издевается над Толиком. Толик – музыкант.
Толик не хочет помогать Славе. Слава – инвалид.
Брату Славы обидно за Славу. Он вымещает свою злость на Али из общежития. Али – палестинец.
Али воюет против Мойши. Мойша – израильтянин.
Анекдоты Мойши обижают Алёну. Алёна – русская.
Петя – друг Алёны, он служит в Российской армии и часто бьёт Володю. Володя – из деревни.
Володя убивает мать Расула. Расул – чеченец.
Расул берёт одноклассников Оксаны в заложники...

Всё может быть не так, если люди будут стремиться к сотрудничеству и толерантности.

Ведущий 2: Толерантности, доброте, милосердию можно и нужно учиться, находя примеры в жизни и книгах. Думать над книгами — это ведь тоже один из способов углубить свое понимание жизни. В жизни нельзя застыть, в ней нужно расти — а стало быть, вырастать из «текущих» ответов.

Пусть каждый из Вас найдёт свою добрую книгу, своего доброго героя. В этом году мы разработали буклет из серии «Круг чтения» «Взгляни на мир глазами доброты». В нём представлено 10 книг, которые  учат прощать и любить, несмотря на страшное зло вокруг; просто жить вместе и принимать друг друга такими, какие мы есть; показывают, что всегда во все времена, в любых обстоятельствах есть место для веры, надежды, любви, порядочности, человечности; дают направление, в котором надо идти.

Слайд: Буклет «Взгляни на мир глазами доброты». Список проаннотированных произведений.

Ведущий 2: Подробнее мы хотим остановить Ваше внимание на произведениях фантастов Аркадия и Бориса Стругацких - писателей которые в своих книгах задают высокую планку интеллектуальную, нравственную, философскую.

Слайд «Фото Стругацких и темы творчества»

Почему Стругацкие? Почему фантастика? Большинство людей ассоциирует фантастику с низкопробной литературой. И такое отношение к ней отчасти оправдано. Ведь, по сути, большинство фантастических произведений содержат какую-нибудь одну идею или тему: робот, супермен, космический вирус и т.п. И при этом мало кто из фантастов обращает внимание на нравственные и философские проблемы.

Братья Стругацкие являются исключением из правил. Атрибуты фантастики: будь то чужие планеты, пришельцы, мутанты, роботы являются для них лишь основой или средством для идеи. Недаром Стругацких называют классиками советской фантастики. Классика – это эталон, постоянное, то, что прошло испытание временем. Темы в творчестве Стругацких – это вечные темы классической литературы: философия жизненного пути, отражение исторического времени, тема взаимодействия человека и природы, тема любви и т.д. Прелесть их повестей и романов состоит в том, что в них авторы рассматривают и пытаются решить невероятно сложные нравственные проблемы, на которые иногда нет однозначного ответа. Мы хотим показать вам Стругацких как авторов, для которых не пустой звук такие слова как «терпимость», «доброта», «милосердие»… Все их творчество проникнуто добротой и любовью к людям, к каждому из нас.

Но сначала немного об авторах.

Слайд «Братья Стругацкие»

СТРУГАЦКИЙ АРКАДИЙ НАТАНОВИЧ (1925-1991) и СТРУГАЦКИЙ БОРИС НАТАНОВИЧ (род. В 1933 г.) Родные братья, писатели, соавторы, самые известные из российских писателей-фантастов за рубежом.

Аркадий Натанович родился в Батуми (ныне Грузия). И в год его рождения семья переезжает в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Именно там в 1933 г. Родился Борис Натанович.

О жизни любого человека можно рассказать, если остановиться только на переломных моментах, тех поворотах, которые влияют на формирование личности человека.

В жизни братьев Стругацких таким переломом была война, и особо —ленинградская блокада. Росли спокойно, ровно, в тихой интеллигентной семье: мать — учительница, отец — искусствовед. В воскресный полдень 22 июня жизнь рухнула. На начало войны Аркадию не хватало двух месяцев до шестна­дцатилетия. Со своими одноклассниками он рыл окопы, где и накрыла их вол­на немецкого наступления. Потом было артиллерийское училище, учеба в военном институте иностранных языков. В армии Аркадий прослужил до 1955 года. Домой вернулся уже взрослым человеком. Борису на начало войны было восемь лет. Блокада, холод, голод, страх.

Первая известность к братьям как писателям пришла в 1959 году, после публикации научно-фантастических рассказов. Стругацкими было написано около 70 романов и повестей, не говоря уже о рассказах и очерках. На пике творчества и популярности пришло еще одно испытание. Конец 60-х – начало 70 е г.г ХХ века. Кто-то дал команду: Стругацких не печатать! Но запреты только помогли популярности. По стране стали создаваться клу­бы любителей Стругацких, заработал самиздат — книги ксерокопиро­вались, перепечатывались на пишущих машинках, переписывались от руки. Читатели требовали Стругацких, и имя этим читателям было легион: школь­ники, студенты, инженерная и научная молодежь и даже научные работ­ники, изобретавшие ядерное оружие и вычислявшие траектории ракет и спутников. И зона молчания не замкнулась вокруг писателей — с ог­ромной неохотой, с оттяжками и оговорками, люди из начальственных каби­нетов пропускали их вещи в печать.

Слайд «Братья Стругацкие. Заслуги писателей в литературе»

Их часто спрашивали, как они пишут вдвоем. Аркадий Натанович жил и работал в Москве, а Борис Натанович и сейчас живет в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Один – переводчик с английского и японского, редактор издательств «Детгиз» и «Гослитиздат», другой – астроном Пулковской обсерватории. Бытовала даже легенда, что братья съез­жались на полпути между Москвой и Ленинградом, на станции Бологое. На деле же у них была отработана довольно жесткая технология, которая почти ни­когда не нарушалась. Сначала вещь задумывалась — в самом общем виде, - и начинался процесс созревания, который мог длиться годы. Разумеется, братья думали врозь, каждый у себя дома. В некий момент они съезжались и делали полный конспект будущего произведения: общая идея, сюжет, персо­нажи, разбивка на главы, иногда даже ключевые фразы. Затем шлифовали конспект поодиночке.

Слайд «Краткая библиография»

В чем же особенность творчества Стругацких?  Во-первых, это тема их творчества – ЧЕЛОВЕК, его внутренний мир и философия жизни. Не супермен, не человек со сверхвозможностями, а герой, мало отличающийся от обычных людей. Его герои подвержены слабостям, сомнениям, совершают ошибки. Но при всем при этом они борются, работают над собой, думают, размышляют. Все творчество Стругацких проникнуто любовью к обычным, таким разным и непохожим людям.

Стругацкие признаны« самым известным тандемом мировой фантастики». Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языка в 33 странах мира (более 500 изданий). Именем Стругацких названа малая планета № 3054,открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории. Братья Стругацкие — лауреаты медали «Символ Науки».

В 1991 году Аркадия Натановича Стругацкого не стало. И с тех пор Борис Натанович работает один. Он так же ведет семинар фантастов и издает журнал «Полдень. XXI век»

Ведущий 1: Познакомимсяпоближе с повестью-сказкой для научных сотрудников младшего возраста, фантастическо-юмористической повестью Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Слайд: Обложка книги «Понедельник начинается в субботу» и год её издания – 1965.

Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета».

Интересная особенность повести — она почти лишена сюжета. Это набор зарисовок, картины самых обычных рабочих будней самого простого советского НИИ, правда это НИИ называется НИИЧАВО — Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства и его сотрудники знают кое-какие заклинания, умеют превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Ещё они умеют, когда нужно летать, создавать вместо себя дублей и многое-многое другое. Но, всё это шелуха, внешнее, потому что в НИИЧАВО занимаются прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни. Там собрались люди, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу».

Слайд: «Ворота. Дуб»

Главный герой повести – ленинградский программист Александр Привалов. Во время отпуска поблизости от северного города Соловец он подвозит автостопом двух сотрудников НИИЧАВО. Они устраивают его переночевать в музей института — ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках) на улице Лукоморье, а затем приглашают Привалова на работу.В ИЗНАКУРНОЖе Привалов сталкивается сволшебными вещами и необычными героями.

Слайд: Наина Киевна Горыныч

хозяйка дома, смотрительница музея Наина Киевна Горыныч посещает слёт ведьм на Ведьминой горе и даёт Привалову неразменный пятак. Целый час экспериментирует с ним главный герой, уже разбухнув от купленных на пятак выпитой воды, спичечных коробков и газет. Пятак всегда возвращается к своему владельцу. Возвращается в тот момент, когда сдача из рук продавца переходит в руки покупателя.

Слайд: Странные вещи музея.

В Изнакурноже Привалов знакомится с огромным говорящим котом, разговаривает с выловленной в колодце замшелой щукой, которая предлагает ему исполнение желаний; видит странные сны, которые воспринимаются как реальность. Дом наполнен чудесами. Здесь хранится магическое зеркало, книга –перевёртыш, умклайдет (волшебная палочка), таинственный диван, которыйна самом деле оказывается магическим транслятором реальности.

Слайд: Изображение дивана.

Цитата из книги: «Никому в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление сверхъестественным и, следовательно, невозможным».

Если вспомнить, что толерантность включает в себя такие качества как уважение, сотрудничество, чувство юмора, терпимость, умение жить в мире и согласии то,очень толерантной окажется деятельность института.

НИИЧАВО включал отделы Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений.

В отделе Линейного счастья, которым руководил Фёдор Симеонович Киврин «конденсировали и распространяли по всему свету весёлый беззлобный смех; разрабатывали, испытывали и внедряли модели поведений и отношений, укрепляющих дружбу и разрушающих рознь; возгоняли и сублимировали экстракты гореутолителей, не содержащих ни единой молекулы алкоголя и иных наркотиков. Сейчас здесь готовили к полевым испытаниям портативный универсальный злободробитель и разрабатывали новые марки редчайших сплавов ума и доброты». Герои стремяться здлать мир толерантным, они мечтают об этом, они работают над осуществлением своей мечты!

Ведущий 1: Директор института Янус Полуэктович Невструев (существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как ученый У-Янус).В одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эсперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое. Вместе с ним из будущее в прошлое живёт и попугайчик Фотон.

Слайд: Двуликий Янус и его цитата о будущем. Попугай Фотон.

Его образ тоже наталкивает на размышления. Ведь ?Янус — в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также всяческих начинаний и начал во времени. Он символизирует позитивный и негативный аспекты одной и той же вещи. Одно лицо изображалось старым, другое – молодым. Римский бог Янус смотрит одновременно и в прошлое и в будущее, находясь в настоящем.

На последних страницах Янус Полуэктович говорит: «Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них». Все люди разные, у каждого есть выбор, и этот выбор определяет будущее. Нельзя сделать всех людей одинаково счастливыми, нельзя придумать будущее, устраивающее всех.

Есть в повести и примеры интолерантного поведения. Очень неприятно и даже жутковато читать об опытах профессора Выбегало. Его не любят в институте и говорят: «Выбегало забегалло?». В НИИЧАВО изучают человеческое счастье, но никому в голову, кроме Выбегало,не пришло создать образ идеального человека. Потому что человек хорош своими индивидуальными чертами, своим внутренним миром, своей душой. А Выбегало сначала создаёт модель человека неудовлетворённого желудочно, а затем человека, способного удовлетворить все свои потребности.Его опыты не удались. Эксперимент сопровождается значительными разрушениями. Освобождает мир от такого «идеального» человека друг Привалова Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылкой с джинном и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель до того, как она смогла обрести всемогущество.

Вообще, Стругацких интересовал вопрос о том: что будет с массовым человеком, если он одет, обут и накормлен досыта? Станет ли он добрее, честнее, умнее, вообще – лучше? Оказалось, что удовлетворение одних потребностей вызывает лишь появление новых потребностей и, отнюдь, эти новые потребности не духовного плана.

Вот такая сказочка! Как говорится «сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

Ведущий 2: о романе «Трудно быть богом»

Слайд «Трудно быть богом. Город Арканар»

Действие происходит в отдаленном будущем на одной из обитаемых планет, уровень развития цивилизации которой соответствует земному средневековью. За этой цивилизацией наблюдают посланцы с Земли — сотрудники Института экспериментальной истории. Их деятельность на планете ограничена рамками поставленной проблемы — Проблемы Бескровного Воздействия. А тем временем в городе Арканаре и Арканарском королевстве происходят страшные вещи: серые штурмовики ловят и забивают насмерть любого, кто так или иначе выделяется из серой массы; человек умный, образованный, наконец, просто грамотный может в любой момент погибнуть от рук вечно пьяных, тупых и злобных солдат в серых одеждах. Двор короля Арканарского, еще недавно бывший одним из самых просвещенных в Империи, теперь опустел.

Слайд «Трудно быть богом» Король дон Рэба»

Новый министр охраны короля дон Рэба (недавно вынырнувший из канцелярий министерства неприметный чиновник, ныне — влиятельнейший человек в королевстве) произвел в мире арканарской культуры чудовищные опустошения: кто по обвинению в шпионаже был заточен в тюрьму, называемую Веселой башней, а затем, признавшись во всех злодеяниях, повешен на площади; кто, сломленный морально, продолжает жить при дворе, пописывая стишки, прославляющие короля.

*(крики и стоны от пыток были так слышны из этой, что Рэба приказал оркестру играть в башен громкую музыку, за что и назвал ее народ веселой)

Слайд «Трудно быть богом» Румата»

Некоторые были спасены от верной смерти и переправлены за пределы Арканара разведчиком с Земли Антоном, живущим в Арканаре под именем благородного дона Руматы Эсторского, находящегося на службе в королевской охране. (кадры из фильма Алексея Германа в главной роли с Леонидом Ярмольником).

Слайд «Трудно быть богом» Пьяная берлога»

В маленькой лесной избушке, прозванной в народе Пьяной берлогой, встречаются Румата и дон Кондор, Генеральный судья и Хранитель больших печатей и землянин Александр Васильевич, который гораздо старше Антона, кроме того, он живет на планете уже много лет и лучше ориентируется в здешней обстановке. Антон взволнованно объясняет Александру Васильевичу, что положение в Арканаре выходит за пределы базисной теории, разработанной сотрудниками Института, — возник какой-то новый, фактор; у Антона нет никаких предложений, но ему просто страшно: здесь речь уже идет не о теории, в Арканаре типично фашизм, когда звери ежеминутно убивают людей.

Слайд «Трудно быть богом» Графика»

Роман «Трудно быть богом» произвел впечатление взрыва. Да. Это первоклассная приключенческая вещь, написанная сочно, изобретательно. Средневековый антураж, бои на мечах магически действуют на читателя.. Но ведь в центре романа очень серьезная тема – деспотия, превосходство, тоталитаризм. «Умные нам не надобны. Нам надобны верные», говорит прокуратор здешней школы. Безликая одинаковая серость…Ощущение этой серости не отпускает при чтении романа. Недаром даже монахов, захвативших власть в Арканаре, называют серыми монахами. И Стругацкие говорят нам словами главного героя Руматы: «Там, где торжествует серость, к власти приходят черные». Мы такие разные, мы такие все непохожие: и внешне, и внутренне… Давайте не будем превращаться в безликую, одинаковую, но такую серую массу.

Слайд «Кадр из фильма»

-Но почему же роман называется «Трудно быть богом»?,- спросите вы меня. Румата не может смотреть на беззакония и насилия Арканарского государства. Он решает вмешаться и нарушить закон Бескровного Воздействия. Как вы думаете, имеет ли он право брать на себя роль бога и менять ход истории? Этот вопрос люди задают себе на протяжении многих тысячилетий. Да. Трудно быть богом? Но еще трудней оставаться человеком, потому что человек всегда стоит перед выбором чего либо, и от этого выбора зависит судьба не только его самого, но и людей, его окружающих.

Ведущий 1: повесть «За миллиард лет до конца света».

Слайд: Обложка книги

Начну с отзывов читателей о произведении.»Небольшая, чуть более ста страниц, “За миллиард лет до конца света”, пожалуй, самое трудное по “послепрочтенческим думкам” произведение во всей отечественной фантастике. При этом читается на одном дыхании и за один “присяд”. И как в почти любой книге мэтров в “Миллиарде” после очередного перепрочтения находишь новые смыслы и новые идеи».

«Помнится, прочитав ее лет в двенадцать я для себя понял – Гамлет слабак. Ему бы выбор Малянова – он бы сдался в начале пьесы».

А выбор у главного героя – учёного астрофизика действительно сложный.

Слайд: Малянов перед выбором

Находясь в отпуске, он продолжает заниматься своей научной работой и неожиданно и глубоко продвинулся в разработке темы «Взаимодействие звёзд с диффузной материей в Галактике». Как только он начинает понимать, что это революционное открытие и прорыв в науке, в его жизни начинают происходить необъяснимые события.

Слайд: Малянов за работой

Сосед Малянова умирает, возможно покончив жизнь самоубийством, однако в его убийстве обвиняют самого Малянова, внезапно в квартире Малянова появляется привлекательная одноклассница жены, под окнами квартиры происходит (возможно) взрыв, вывернувший дерево. Словом, вернуться к работе нет никакой возможности. Все эти события происходят неспроста. Его научные изыскания явно кому-то или чему-то мешают. На ту же мысль наталкивают его знакомые и друзья, которые, несмотря на всю разницу в характерах и взглядах на жизнь, оказались в той же патовой ситуации.

Слайд: Вайнгартен, Губарь, Вечеровскийдумают

Какая-то загадочная, но могучая и очень избирательная сила остановливает их в разработках в самых разных областях науки от биологии до математической лингвистики.

Неожиданное решение проблемы предлагает сосед и друг Малянова — математик Вечеровский. Он предполагает, что такая реакция есть суть отклик Мироздания, его защитная реакция на научные изыскания человечества, которые могут в своём итоге добраться до самой природы вещей и привести пусть через миллиард лет к концу света.

Как тут быть? Продолжать работу вопреки угрозам, навалившимся на твою семью бедам, или продолжать интересную, но опасную для человечества работу? Каждый из героев делает выбор.

В повести так и не понятно, какая же сила мешает учёным? Интересна мысль, что если это инопланетяне (под ними можно понимать и КГБ), то нужно бороться до конца. Никакая сила, давление не способны помешать истинному учёному. А если это матушка Природа, Вселенная, мироздание, то необходимо остановиться.

Отступая от своих исследований, герои книги считают себя слабаками, не способными сопротивляться. Но «послепрочтенческие думки» могут привести опять же к мысли о толерантности, о необходимости считаться не только со своими интересами, желаниями изучить мир, но и с законами Природы, которая просто вынуждена теперь регулировать наш прогресс.

Слайд: Вечеровский решает изучить законы природы, а, изучив, использовать. Прекрасный мир.

Вообще, «За миллиард лет до конца света» одна из самых глубоких и эмоционально напряженных повестей Стругацких, которую почитать будет полезно всем, потому что она не только даёт повод задуматься, но еще и мощно расширяет словарный запас, что для нас немаловажно!

Ведущий 2

«Пикник на обочине»

Слайд «Пикник на обочине. Зона»

Зона. Какие ассоциации у вас с этим словом? Это тюрьма, это лагерь, это забор, это страх… В романе Стругацких «Пикник на обочине» «Зона» - это Зона посещения - место, где за несколько лет до описываемых событий приземлились на несколько часов космические пришельцы, оставившие многочисленные следы своего пребывания. Зона огорожена и тщательно охраняется, вход в Зону разрешен только по пропускам и только сотрудникам Международного института внеземных культур. В Зоне нет мелочей, любой пустяк может представлять собой смертельную опасность. Однако отчаянные парни — их называют сталкерами — проникают в Зону. Что так влечет этих людей в Зону? Неземные диковинки, каждая из которых имеет у сталкеров свое название — по аналогии с земными предметами: «булавка», «пустышка», «зуда», «газированная глина», «черные брызги» и т. д. Они выносят оттуда все, что им удается найти, и продают скупщикам. Все эти предметы дорого стоят за забором Зоны.

Слайд «Пикник на обочине» Сталкеры»

У ученых из Международного института существует несколько гипотез происхождения Зон Посещения: возможно, некий внеземной разум забросил на Землю контейнеры с образцами своей материальной культуры; возможно, пришельцы и сейчас живут в Зонах и пристально изучают землян; а возможно, пришельцы останавливались на Земле по пути к какой-то неведомой космической цели, и Зона — как бы пикник на обочине космической дороги, а все эти загадочные предметы в ней — просто разбросанные в беспорядке брошенные или потерянные вещи, как после обычного, земного пикника на полянке остаются следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, монетки, пятна бензина и тому подобные предметы.

Слайд «Пикник на обочине» Рэд Шухарт»

Главный герой романа - сталкер Рэдрик Шухарт. Человек, зарабатывающий на Зоне черные деньги. На этом пути он совершает трагические ошибки. Отчасти по его вине погибает один из лучших сотрудников института Кирилл Панов, которого Шухарт убеждает сходить с ним в Зону за полной «пустышкой». Зона мстит Шухарту. У него растет дочь Мария — Мартышка, как он и его жена Гута её называют. Дети сталкеров отличаются от других детей, и Мартышка — не исключение. Тело Мартышки покрыто густыми волосами, а разум – на уровне обезьяны.

Слайд «Пикник на обочине» Графика и кадр из фильма «Сталкер»

Стервятник Барбридж, с которым Шухарт в очередной раз идет в Зону, теряет ноги, нечаянно вступая в «ведьмин студень». В благодарность за то, что Рэдрик не бросил его, безногого в Зоне, Барбридж рассказывает ему где лежит Золотой шар, исполняющий любые желания.

Слайд «Пикник на обочине» Графика

Чтобы спасти дочь, Рэд отправляется к Золотому шару. Барбридж, помня о том, что Рэд не бросил его в Зоне, дает ему карту, объясняет, как найти шар, и хочет, чтобы Рэд попросил вернуть ему ноги: «Зона взяла, может, Зона и вернет». По пути к шару нужно преодолеть множество препятствий, которыми полна Зона, но самое страшное — «мясорубка»: один человек должен быть принесен ей в жертву для того, чтобы другой мог подойти к Золотому шару и попросить его исполнить желание. Стервятник объяснил все это Рэду и даже предложил на роль «живой отмычки» кого-нибудь из своих людей — «кого не жалко». Однако Рэдрик берет Артура, сына Барбриджа, красавца, вымоленного у Зоны, который отчаянно просил Рэда взять его с собой, — Артур догадался, что Рэдрик отправляется на поиски Золотого шара. Рэдрику жаль Артура, однако он убеждает себя в том, что выбора у него нет: или этот мальчик, или его Мартышка.

Слайд «Пикник на обочине» Гибель Артура.

Артур и Рэдрик,пройдя сквозь все ловушки, расставленные Зоной, подходят, наконец, к шару. Зачем идет Артур? В разговоре со Сталкером он говорит, что хочет вернуть ноги отцу. Но увидев этот красивый сияющий шар, Артур бросается к нему, крича: «Счастье для всех! Даром! Сколько угодно счастья! Все собирайтесь сюда! Хватит всем! Никто не уйдет обиженный!» И в ту же секунду чудовищная «мясорубка», подхватив его, скручивает, как хозяйки выкручивают белье. Рэд с ужасом понимает, что нет у него ни слов, ни мыслей — все он растерял в своих сталкерских вылазках, стычках с охранниками, погоне за деньгами — семью кормить надо, а умеет он только ходить в Зону да сбывать диковинные штучки всяким темным людям, которые неизвестно как ими распоряжаются. И Рэд понимает, что других слов, кроме тех, что выкрикнул перед смертью этот мальчик, так не похожий на него, ему не придумать: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»

Послушайте монолог сталкера. Он сидит посреди смертельной зоны и обращается к богу. На его глазах только что погиб Артур, чистый душой совсем молодой парень, желающий счастья всем людям. «Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой – всемогущий, всезнающий, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю – там есть все, что тебе надо. Должно быть! Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!... Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих детских его слов: «Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!

Так давайте помнить, что мы люди, и в каждом из нас – человеческая душа. Ведь не может быть, чтобы мы с вами хотели плохого!... Только так: счастья для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!

Вы спросите: «Причём здесь толерантность?» В данном случае она проявляется в поведении Привалова. Он сталкивается с непривычными, неукладывающимися в рамки обыденности явлениями, но не отторгает их, старается понять и изучить. Он ещё не знал, «как развернуться события, но уже был готов с энтузиазмом окунуться в них». Это ли не толерантность?

Герой рассуждает: «Все мы наивные материалисты…». Мы хотим, чтобы  всё было немедленно объяснено рационалистически, то есть сведено к горсточке уже известных фактов. «…» Никому в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление сверхъестественным и, следовательно, невозможным». Сотрудники НИИЧАВО не боятся неизвестного, они не отталкивают его. Они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.