Городской пруд в Златоусте

Городской пруд в Златоусте

Наше рукотворное озеро, Златоустовский пруд, появилось при основании железоделательного завода в 1754 г. Городской пруд является одной из достопримечательностей Златоуста придавший городу живописный и привлекательный вид.

Долгое время пруд оставался источником гидротехнической энергии, почти до конца XIX века. Пока не пришла эпоха пара и электричества. А потом городской пруд все больше становился местом отдыха и развлечений горожан.

С наступлением зимы ледяное зеркало нашего пруда становилось ареной для многочисленных спортивных соревнований. Так, в марте 1926 года проходили конные соревнования с участием спортсменов Миасса. А в 1927 году на пруду впервые был сооружён городской каток. В январе 1933 года на льду пруда прошёл военно-спортивный праздник, посвященный 15-й годовщине Красной Армии, в программе которого были конно-лыжные соревнования. В январе 1934 года состоялось первое занятие планеристов; а в январе 1935 года — первая районная детская спартакиада по пыжам и конькам.

Известно, что в XIX веке у жителей прибрежных улиц были свои лодки. И по разным надобностям они переплывали на другой берег. Лодки были разные: обывательские и рыбацкие и даже лодки под парусом. Для перевозок грузов делали полубарки. Сначала их тянули бурлаки, потом приспособили лебедку. 

К концу XIX века было решено обзавестись собственным пароходом. Это был пароход-буксир Корпус парохода изготовили сами заводские мастера. К нему была куплена небольшая паровая машина. Этот пароход был предназначен, прежде всего, для заводских нужд. Но судно потерпело крушение. Как рассказывают краеведы, он затонул ближе к плотине в самой глубокой части пруда. Поднять его, не было возможности. Там и находятся останки паровой машины. Может быть, когда-то отыщется такой раритет! Так получается, что у Златоуста есть свой «Титаник», он затонул во время революционных событий и покоится у стен городской плотины.

Самое развитие городского флота пришлось на советское время. Первая водная станция была построена в послевоенные годы. В 1952 году за 20 дней бассейн водной станции завода им. Ленина посетило шесть тысяч человек. Катера перевезли на загородный берег пруда более пяти тысяч человек. Для того, чтобы перевозить отдыхающих на Фрейденталь, была построена целая флотилия катеров. Делали их заводские умельцы. Каждое судно имело свое название: «Труд», «Металлург». Потом было куплено несколько настоящих речных судов. Было множество моторных лодок, яхт. Катера долго ходили, и где-то уже в 70-х выработали свой ресурс. А потом исчезли и водные станции. 

В пруду перестали купаться, он сильно загрязнен промышленными и хозяйственными стоками. И на несколько лет он стал безжизненным водоемом.

Очистка городского пруда началась в 2010 году. До сих пор работы продолжаются.

В настоящее время на пруду можно отдохнуть, любуясь красивыми пейзажами, да еще и пересказать гостю нашего города сказ Бажова «Веселухин ложок», про местечко Фрейденталь, которое находится на берегу пруда, или почитать строки златоустовских авторов:

Беру в ладони звезды из пруда,

На город полночь не спеша ложится.

(И. Шевяков)

Держит небо мерклое

Солнце взаперти

Ну а пруд – как зеркало

Вещее почти.

(В. Курбатов)

Материал подготовила Анна Иванова, заведующая библиотекой №14

Яндекс.Метрика