
В отличии от наших русских букв, которые обозначают звуки, иероглифы могут означать целое слово или предложение. Китайскую каллиграфию возвели до искусства создания художественных композиций из иероглифов и их начертаний. Это неотъемлемая часть традиционной китайской культуры.
Это искусство имеет 4 стиля:
• Чжуаньшу (篆書) — «печатный стиль», отличается симметрией и округлостью линий. Используется для гравировки на бронзе.
• Лишу (隶書) — канцелярский стиль, линии прямые, что ускоряет написание. • Кайшу (楷書) — стандартный стиль, линии чёткие, простые.
• Синшу (行書) — полукурсивный стиль, мазки соединяются, стиль выглядит живо и плавно.
• Цаошу (草書) — курсивный стиль, самый сложный для чтения. Напоминает танец кисти, где мазки перетекают друг в друга.
Также важна техника, которая включает в себя несколько этапов:
Каллиграфы стремятся достичь гармонии и баланса в каждом произведении. Настоящими сокровищами кабинета каллиграфа являются так называемые «четыре драгоценности» (文房四宝 wénfáng sìbǎo) : кисть 笔, тушь 墨, бумага 纸 и тушечница 砚 (笔墨纸砚 bǐ mò zhǐ yàn. Наличие этих инструментов у мастеров с давних времен свидетельствовало о признании их профессионализма и сулило богатство их обладателям.
Кисти обычно делают из шерсти животных (хорьков, зайцев, волков, овец, оленей, лис). Для создания более твердых или более мягких щетинок зачастую могут использовать комбинацию различных видов шерсти. Размеры и формы кистей бывают совершенно разные, от миниатюрных для ювелирной вырисовки черт до тяжелых и массивных. Бумага «сюань» (宣纸), которую по сей день часто используют каллиграфы, была создана во времена династии Тан (唐代) в провинции Аньхой и до сих пор считается наиболее подходящей для каллиграфии. Она состоит из различных растительных волокон, нежных и тонких, хорошо впитывает влагу и сохраняет чернила и, самое главное, обладает высокой устойчивостью к старению и может противостоять временным повреждениям. При хорошем хранении она может прослужить сотни лет.
Тушь традиционно изготавливают из сажи или угля. Для рисования ее смешивают с водой, чтобы получились чернила. Пигменты чернил хорошего качества не тускнеют и не свертываются комками во время письма. При смешивании с чернилами разного количества воды они могут приобретать разные оттенки. Тушница – это инструмент, служащий для смешивания чернил с водой. Она также имеет название чернильный камень, хотя также для ее изготовления, помимо самого распространенного материала – камня, могут использовать бронзу, железо или глину.
Подобно предметам из чайного набора, отдельные инструменты из кабинета каллиграфа в Китае могут стоить как копейки, так и достигать баснословных сумм, в зависимости от качества, возраста (бумаги) и бренда-изготовителя.
Библиотечный комплекс «Платформа1/11»