+12
  • Централизованная библиотечная система подключена к базе Библиотеки ЛитРес

  • Лето, книга, я - друзья!
  • Библиотекарь рекомендует взрослым
  • Писатели-Юбиляры 2023
  • Виртуальная справочная служба
  • Виртуальная справочная служба

Учёт справочно-библиографического обслуживания (СБО)

Учёт справочно-библиографического обслуживания (СБО)

Методическая консультация

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) является одним из важнейших направлений библиотечно-библиографической деятельности библиотеки, определяющим качество, оперативность, эффективность обслуживания пользователей и обеспечивающим удовлетворение их информационных потребностей. Результатом справочно-библиографического обслуживания являются выполненные справки и консультации.

Учёт работы СБО пользователей ведётся в соответствии с ГОСТ Р 7.0.20–2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления» и является обязательным для всех структурных подразделений, ведущих СБО пользователей.

Цель учета:

Главной целью учета справочно-библиографического обслуживания (СБО) является получение информации о его состоянии;

Показатели выданных справок характеризуют информационный потенциал библиотеки, эффективность использования ее справочно-поискового аппарата;

Ведение учета дает возможность изучить спектр информационных потребностей.

Учет справок :

Учёт тематических справок производится по числу выполненных тематических справок, подготовленных в виде библиографических списков или тематических подборок (при выполнении тематических запросов).

Учёт справок на библиографическое уточнение - по числу уточняемых библиографических записей независимо от количества уточняемых элементов в одной записи. Число проверенных элементов библиографического описания не влияет на количество справок.

Формы учёта запросов могут быть разными. Так, учёт адресных справок ведётся по числу документов, наличие которых установлено в фонде библиотеки.

Учёт фактографических справок - по числу выявленных или уточнённых фактов статистического, адресного, топографического, биографического, хронологического и другого характера.

Обязательному учёту подлежат и отдельно учитываются справки, выполненные в автоматизированном режиме – на основе использования автоматизированных информационных ресурсов поиска.

Справка, сочетающая элементы нескольких типов справок (например, адресная + уточняющая), учитывается как одна справка. За единицу учёта берётся тот тип справки, на который затрачено наибольшее количество времени.

Как справки не учитываются:

Ответы, которые не сопровождаются библиографическим или фактографическим поиском:

- подбор книг по запросу непосредственно из фонда без просмотра их содержания, поиска по тексту или прикнижным указателям;

-ответ о наличии книги или о каком-либо факте по памяти;

- перенаправление без попытки ответить на запрос, если пользователь обратился не по адресу;

- информация о режиме, услугах, порядке и условиях библиотечно- информационного обслуживания;

- о направлениях деятельности и функциях структурных подразделений библиотеки, о проводимых в библиотеке мероприятиях (конференциях, семинарах, выставках, экскурсиях) и

не принимаются к исполнению запросы:

- требующие сплошного просмотра текста изданий;

- фактографические запросы, выполнение которых связано с просмотром большого количества названий и /или требующие специальные знания по существу проблемы;

- тематические запросы, тема которых сформулирована нечетко.

 Выполненные справки учитываются в картотеке библиографических справок или в тетради библиографических справок.  СБО осуществляется с учётом профиля каждой библиотеки, состава фонда и справочно-библиографического аппарата. Основными результатами организации СБО являются: удовлетворение запросов по месту их поступления; обслуживание различных категорий пользователей; выполнение плана.

Консультации

Виды консультаций

библиографическая (по самостоятельному поиску документов по каталогам, отделам и т.д); Библиографическая консультация - это когда в ответ на библиографический запрос даются советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска необходимой информации. В проекте ГОСТ Р 7.–2014 «Библиотечная статистика» дается точное определение этой работы. «Консультация: ответ на запрос пользователя, содержащий не конкретные запрашиваемые данные, а указывающий путь к их самостоятельному получению».

ориентирующая по библиотеке (о режиме, порядке и условиях библиотечно-информационного обслуживания; о направлениях деятельности и функциях структурных подразделений библиотеки; о проводимых мероприятиях), ее услугам и ресурсам; - 

вспомогательно-техническая (по использованию оборудования и аппаратно-программных средств для осуществления электронного заказа, просмотра электронных документов, сохранения и переноса информации на другие носители и т.д.); 

факультативная (выполненная на легитимном основании в помещении библиотеки отдельными специалистами: юрист, педагог, психолог и др., если их проведение предусмотрено уставными документами библиотеки

Учёт библиографических (методических) консультаций – по числу вопросов.

Учёт общего числа выполненных запросов проводится суммированием справок и отдельно от них консультаций, зарегистрированных в документации, принятой в библиотеке.

Выданные справки и консультации, отказы, регистрируются по принятой в библиотеке форме с обязательным указанием тех единиц учёта, которые нашли отражение в плановых документах.

 

Справочно-библиографическое обслуживание удалённых пользователей

Удаленные пользователи - это физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки вне ее стен, в том числе посредством информационно-коммуникационных сетей. обращения в библиотеку посредством средств  коммуникации (телефон, почта, факс, телеграф, электронная почта). Общая цифра справок и консультаций удаленным пользователям состоит из данных, учтенных отдельно по каждому каналу связи, которые использует библиотека.

Учету подлежит:  количество справок и консультаций, выданных пользователям в библиотеке в стационарном режиме, т.е. при непосредственном посещении библиотеки и количество справок и консультаций, выданных в удаленном режиме; т.е. по телефону, почте, электронной почте, через социальные сети, по системе виртуального справочно-библиографического обслуживания.

 

Подготовила Т. В. Чинченкина, зав. сектором ИБО ЦГБ